Акустические свойства, возможно, потеряны – печальные новости из Парижа
15 апреля стало роковой датой для Франции – сгорел Нотр-Дам. Это отозвалось болью в сердце многих парижан, особенно тех, кто посвятил свою жизнь искусству. Историк средневековой музыки, Майкл Скотт Катберт, поделился с Los Angeles Times страшной догадкой о том, что уникальное звучание собора потеряно и не подлежит восстановлению.
Процесс постройки собора обусловил существенные изменения европейской музыки XII века. Специально для Нотр-Дама были записаны первые христианские гимны, переписаны все литургии. В последнем поучаствовали композиторы Магистр Леонин и Перотин Великий, о которых никто не узнал бы, если не Аноним IV – безызвестный автор, написавший о них в XIII веке и подметивший особенности композиций, которые французам казались обыденными. То есть последовательности звуков, которые сегодня считаются гармоничными, зародились именно в глубине Нотр-Дама, и были продиктованы акустическими особенностями здания.
Впрочем, Аноним IV не смог зафиксировать непосредственное звучание произведений. Для этого ему пришлось бы использовать современные термины и даже технологии. Однако, программ или приборов, которые смогли бы сэмулировать звучание измененных или разрушенных пространств, не разработано до сих пор.
Отсюда исходит, что после пожара история старинных мелодий может быть утрачена навсегда. Впрочем, Майкл Скотт Катберт не раскрывает причин того, почему невозможно воспроизвести акустические свойства собора после реставрации.