Громкость записи влияет на восприятие акустики помещения: исследования ученых
Сегодня расскажем про интересное исследование группы ученых из финского университета Аалто под руководством профессора Тапио Локки, объектом которого стало восприятие акустики концертных залов, где записывалась музыка.
Чтобы установить истину, было проведено 2 эксперимента.
В ходе первого в 4 концертных залах различной формы с разной акустикой была записана скрипка и часть седьмой симфонии Бетховена. Затем записи воспроизвели испытуемым. Задача усложнялась тем, что среди них была запись из референсной локации, которую и нужно было найти.
Участники эксперимента легко справлялись с поставленной задачей только в том случае, когда и референсная, и тестовые записи включали в себя идентичные по времени отрезки музыки.
Когда же референсной была запись немного другого куска мелодии, с определением концертного зала возникали сложности. Особенно проблематично было, когда залы имели похожую форму.
Перейдем ко второму эксперименту. В ходе него исследовалась связь между восприятием акустики и громкостью звука. Записи велись в Musiikkitalo в Хельсинки, Herkulessaal в Мюнхене, Берлинской филармонии и Konzerthaus. Затем они демонстрировались испытуемым на разных уровнях громкости, от тишайшего пиано пианиссимо до мощнейшего форте фортиссимо, а после — ранжировали записи по уровню громкости и вовлекаемости.
Итог таков, что использование объективных измерений вроде времени реверберации для изучения концертных залов недостаточно, поскольку и тембр, и восприятие слушателя меняются с изменением громкости.
Кстати, каждый желающий может поучаствовать в эксперименте с определением концертных залов. Зайдите на интернет-портал и прослушайте в наушниках отрывки.